Неравномерность динамики научного познания

25Таким образом, деятельность научного сообщества и динамика его инте­ресов выглядят весьма неравномерными. Ученым, как и всем людям, тоже свойственны эмоции; им тоже свойственно увлекаться и разочаровываться. Концепция парадигм Т. Куна (§ 4.3) достаточно хорошо моделирует действительное поведение научного сообщества. Напомним, что согласно этой концепции в ходе научного познания различимы относительно стабиль­ные периоды концептуального продвижения в рамках некоей общеприз­нанной матрицы, когда ученые работают достаточно согласованно, отраба­тывая и углубляя то, что заведомо должно оказаться успешным. Действи­тельно, работа в рамках утвердившейся парадигмы заведомо гарантирует ученым возможность достичь заметных результатов, успешно заявить о себе. Как правило, мало кто может отважиться оторваться от общеприз­нанной парадигмы и т.о. оказаться в некоторой изоляции. Но постепенно в парадигме нарастают проблемы, затем проявляются первые признаки парадигмального кризиса. Появляются смельчаки-первопроходцы, которые интенсивно расшатывают парадигму и пытаются выдвинуть альтернатив­ную. Возникают сложные взаимоотношения первопроходцев и защитников старой парадигмы (которых, пожалуй, можно назвать истеблишментом). Смена парадигм есть научная революция. По ряду причин истеблишмент может составлять новаторам сильную оппозицию. Но все же в итоге с те­чением времени разногласия благополучно разрешаются и побеждают

разумные соображения. Случаи затяжных разногласий и остракизма на самом деле весьма редки. Следует еще раз отметить, что все-таки научное сообщество состоит из людей, которые умеют внимать убедительной аргументации, умеют оценивать рационально.

Неравномерность динамики научного познания, чередование бумов и спадов в развитии научных тем и областей, научные разногласия, борьба между приверженцами различных парадигм — все это суть феномены, говорящие о том, что научное сообщество находится в состоянии живого, спонтанного креативного исследовательского поиска. Это деятельность, которая не предсказуема заранее и которой часто присущи весь спектр человеческих эмоций и подлинный драматизм. Но все эти явления не долж­ны заслонять от нас понимания высокой эффективности саморегуляции научного сообщества, наличия в нем действенных разумных начал, способ­ствующих достижению рационально обоснованного консенсуса. Резюме. Научное сообщество обладает комплексом стандартов профес­сионального поведения, называемым этосом науки. Отклонение от этого комплекса чревато разрушением научного познания как такового. Действи-. тельное поведение ученых не состыкуется безукоризненно с нормативами этоса, однако этос оказывает важное нормативное воздействие на научное сообщество. В целом научное сообщество достаточно четко представляет себе, что приемлемо и что неприемлемо для поведения ученого. Научное сообщество обладает свойством внутренней регуляции. Науч­ному сообществу присущи такие черты, как кооперативность, состяза­тельность, подвижность профессиональных интересов. Общая динами-, ка научного познания неравномерна. Она показывает, что научное сообщество находится в состоянии спонтанного творческого познавательно­го поиска. Рост научного знания сопровождается сложными процессами, ко­торые включают как нарастание концептуальных конфликтов, так и их устра­нение на рациональной основе и достижение обоснованного согласия.

Tags: , ,

Comments are closed.