Античная Греция и становление науки

18Решающим этапом в становлении рационального проекта познания мира явилось культурное развитие Древней Греции. Античная греческая культура в известном смысле оказалась уникальной средой для становле­ния философии и науки. Вообще, происхождение науки не является самоочевидным результатом развития человеческого общества. Скорее, наоборот, для становления пол­ноценной науки необходимо достаточно сложное и редкое сочетание усло­вий. Поэтому, хотя в традиционалистских обществах Азии, Африки и доко-лумбовой Америки и накапливались различные, порой весьма серьезные знания, общий ход цивилизационных процессов не привел к возникновениюв этом обществе науки как автономного предприятия. Только Древняя Гре­ция обладала соответствующим культурным потенциалом, необходимым для появления науки. В древнегреческой культуре возникает научно-фило­софское мировоззрение, ставшее для науки мировоззренческим фундамен­том. Древняя Греция создает теоретический фон познавательного поиска, благодаря которому античная наука стала развиваться не по пути накопления разрозненных наблюдений и знаний прикладного характера, а оформилась как последовательный рациональный проект, нацеленный на постижение устройства мира, его характеристик и закономерностей. Если мифология задает человеку нерасчлененное видение мира как це-лого, схваченное в нарративных (т.е. рассказанных) сюжетах о происхож­дении мира, человека, народов, профессий и т.п., то теоретическое сознание пытается различить в мире его элементы, внутренние закономерности, произ­водя знание улучшаемое, уточняемое, подлежащее обоснованию. К числу условий, способствовавших становлению научно-рациональ­ного проекта, относится прежде всего мыслительная свобода древних греков, связанная с тем, что религиозность античной Греции была весьма специфична: в отличие от восточных деспотий, в Древней Греции религи­озные верования не были связяны с жесткой регламентацией индиви­дуальной и общественной жизни.

У греков отсутствовала каста жрецов, столь влиятельная в восточных государствах. Древнегреческие верования не задавали столь же консервативного, как на Востоке, жизненного укла­да. Наоборот, они оставляли достаточно пространства для самостоятель­ного интеллектуального поиска — поиска начал бытия. Интересно также, что для древних греков с начала архаического перио­да была характерна повышенная активность, выразившаяся, помимо про­чего, в их интенсивном колонизационном расселении (с VII в. до н.э.). По сравнению с окружавшими их оседлыми народами греки ярко выделялись своим деятельным характером, предприимчивостью, миграционной по­движностью. Они привыкли полагаться на себя, на свои способности, про­являя при этом живой интерес к окружающему миру. Важную роль играло демократическое устройство античных городов; политический опыт греков способствовал воспитанию свободного гражданина, оттачиванию рацио­нально-критических коммуникативных навыков. Особый дух состяза­тельности, соревновательности, называемый ныне агонистикой, тоже играл огромную роль в становлении античной ментальности. Интерес древних греков к окружающему миру оформился в рационально-фило­софское мировоззрение в целом, которое в свою очередь явилось концеп­туальным фундаментом собственно научного проекта. Современное

понятие научного исследования как свободного состязательного поиска истины сообществом критично мыслящих людей связано прямыми род­ственными узами именно с античной ментальностью.

Tags: , ,

Comments are closed.