Культура

ведиК совокупности предпосылок, способствовавших становлению рацио­нального мировоззрения, следует также отнести то, что, как показал М.К. Петров, древнегреческому обществу был присущ особый тип трансля­ции социального опыта. Там человеческая деятельность понималась универсализированно, в рационально-понятийных категориях, что способствовало становлению универсализированных структур научного знания. В традици­онных же культурах, для которых характерен именно профессиональный способ трансляции социального опыта (т.е. жесткое закрепление професси­ональных групп в рамках каст), становление полноценной науки оказывает­ся невозможным. Кроме того, для науки необходима развитая письменная культура, поддерживающая рационалистический проект. Важны и тонкие лингвистические особенности того языка, который служит исходной сре­дой концептуального продвижения. М.К. Петров показывает, что как раз лингвистические структуры древнегреческого языка удачно поддерживали проект рационально-понятийного освоения действительности1. Итак, достижением античной ментальности явилось становление ра­ционального проекта в целом. Освобождаясь от схем мифологического мышления, познающий человек ищет обобщающие категории, фиксирую­щие и упорядочивающие многообразие чувственного опыта, и теорети­ческие структуры, способные объяснить строение мира, его устойчивые основы, смысл и причины его изменений. Античность вырабатывает та­кие понятия, как бытие, единое, идеи, сущность и др. Отметим, что важ­нейшую роль в античном мышлении играл этический интерес.

Этические устремления (от гр. ethos — «нрав, характер») в античном понимании означали заботу об устройстве жизни полиса (античного города-государ­ства), разумных законах, регулирующих его жизнедеятельность, и заботу о гражданине полиса, о его добродетельном поведении и следовании общественным идеалам. Социально-политический опыт античных греков отразился и в их натурфилософских представлениях. Так, само понятие разумного устройства природы, т.е. закона природы, пришло из социаль­но-юридической практики полисной демократии. Того же происхожде­ния важнейшее для науки понятие причинности. Представления о неизменном, объективном и разумном миропорядке (логосе) легли в основу и представлений об идеале познания: таковым является истинное знание (эпистеме), в противоположность субъективно­му, изменчивому мнению (докса). При этом истинное знание существует не в виде фрагментарных практических советов, а, преследуя абсолютные цели, является чистым, созерцательным, теорийным (от rp. theoreia —«созерцание»). Это, разумеется, не означает, что философско-научные зна­ния не могут быть применены на практике; речь идет лишь о централь­ном устремлении античного познавательного проекта. Рационально-созерцательное    познание    кристаллизуется    в космологических, натурфилософских концепциях высочайшего уровня абстракции. На этом уровне разворачивается исследовательский поиск первоосновы мира, структурных элементов материи, основных принципов устройства

мира и его общих закономерностей.

Tags: , ,

Comments are closed.