К совокупности предпосылок, способствовавших становлению рационального мировоззрения, следует также отнести то, что, как показал М.К. Петров, древнегреческому обществу был присущ особый тип трансляции социального опыта. Там человеческая деятельность понималась универсализированно, в рационально-понятийных категориях, что способствовало становлению универсализированных структур научного знания. В традиционных же культурах, для которых характерен именно профессиональный способ трансляции социального опыта (т.е. жесткое закрепление профессиональных групп в рамках каст), становление полноценной науки оказывается невозможным. Кроме того, для науки необходима развитая письменная культура, поддерживающая рационалистический проект. Важны и тонкие лингвистические особенности того языка, который служит исходной средой концептуального продвижения. М.К. Петров показывает, что как раз лингвистические структуры древнегреческого языка удачно поддерживали проект рационально-понятийного освоения действительности1. Итак, достижением античной ментальности явилось становление рационального проекта в целом. Освобождаясь от схем мифологического мышления, познающий человек ищет обобщающие категории, фиксирующие и упорядочивающие многообразие чувственного опыта, и теоретические структуры, способные объяснить строение мира, его устойчивые основы, смысл и причины его изменений. Античность вырабатывает такие понятия, как бытие, единое, идеи, сущность и др. Отметим, что важнейшую роль в античном мышлении играл этический интерес.
Этические устремления (от гр. ethos — «нрав, характер») в античном понимании означали заботу об устройстве жизни полиса (античного города-государства), разумных законах, регулирующих его жизнедеятельность, и заботу о гражданине полиса, о его добродетельном поведении и следовании общественным идеалам. Социально-политический опыт античных греков отразился и в их натурфилософских представлениях. Так, само понятие разумного устройства природы, т.е. закона природы, пришло из социально-юридической практики полисной демократии. Того же происхождения важнейшее для науки понятие причинности. Представления о неизменном, объективном и разумном миропорядке (логосе) легли в основу и представлений об идеале познания: таковым является истинное знание (эпистеме), в противоположность субъективному, изменчивому мнению (докса). При этом истинное знание существует не в виде фрагментарных практических советов, а, преследуя абсолютные цели, является чистым, созерцательным, теорийным (от rp. theoreia —«созерцание»). Это, разумеется, не означает, что философско-научные знания не могут быть применены на практике; речь идет лишь о центральном устремлении античного познавательного проекта. Рационально-созерцательное познание кристаллизуется в космологических, натурфилософских концепциях высочайшего уровня абстракции. На этом уровне разворачивается исследовательский поиск первоосновы мира, структурных элементов материи, основных принципов устройства
мира и его общих закономерностей.
Tags: деятельность, культуры, это