Формирование научных дисциплин

книгиФормирование отдельной научной дисциплины происходит постепен­но. На каком-то этапе накопления научного материала и увеличения количества ученых, специализирующихся в данном направлении, эти ученые признают друг друга в качестве ближайших коллег, остальное же сооб-щество признает правомочным их партикуляризацию. Постепенное становление дисциплины поддерживается и рядом объективных акций — проведением совещаний или конференций, выпуском специализирован­ных журналов, формированием некоего блока фундаментальных работ по данной теме. Наконец, к оформлению области подключаются и внешние факторы в виде признания ее прав в административном подразделении научных направлений. Как известно, для административного ранжирова­ния научной деятельности выделяют различные институциональные еди­ницы — научную дисциплину, научную специальность, научную область. По Н. Маллинзу, процесс формирования отдельной области проходит следующие стадии. Стадия нормальной науки, для которой характерна малая степень организации подгрупп; здесь мало координированных уси­лий ученых, в целом научная деятельность как бы рассеяна. Стадия сети: образуются некие локальные уплотнения деятельности, но большинство уче­ных их даже не замечает; эти объединения возникают, как правило, по по­воду каких-то частных идей, методов, гипотез и т.п. Стадия сплоченной группы; ее участники концентрируются на какой-то проблеме. Сплоченная группа продуктивно работает в некоем новом направлении, обретая в ходе этого революционный или элитарный статус. Коммуникация этой группы, как правило, в основном ограничена ее собственными рамками. Примером подобной революционной группы является копенгагенская группа физиков  под руководством Н, Бора, осуществлявшая прорыв в создании квантовой механики. Наконец, под влиянием существенных успехов элитарной груп­пы и примыкающих к ее направлению новых ученых и их групп образуется новая область, или дисциплина[5].

В целом общий процесс институционализации науки и ее областей может быть представлен как результирующая двух составляющих. Эти составляющие суть внутренняя логика становления научных областей по предметно-методологическому принципу (процессы специализации, дифференциации, междисциплинарной трансляции научного знания) и административные решения о создании научных заведений, кафедр, исследовательских центров, об осуществлении определенных научных проектов, о приоритетном развитии тех или иных направлений и т.п. Составляющие и, вообще говоря, не совпадают. Между ними практиче­ски всегда существует некоторое напряжение. Часто предпочтения самих ученых учитываются недостаточно. Особенно это касается начальных стадий становления новых областей, когда они еще не завоевали прочно­го социального признания. В итоге дефицит административной поддержки приходится восполнять различными неформальными способами в виде налаживания каналов общения между коллегами по новой области, под­держки новой перспективы исследований пока под рубрикой старых дисциплин и т.п.

Tags: , ,

Comments are closed.