Кроме того, деятельность научного сообщества осуществляется, как правило, в условиях известного соперничества ученых. Это, например, видно из того значения, которое ученые придают проблеме приоритета в достижении того или иного научного результата. Сама система социального признания и поощрения ученых нацеливает их на своего рода соревнование в решении научных задач. Так, по подсчетам Р. Мертона и Д. Прайса более 40% открытий совершаются учеными в условиях реального соревнования. Явления одновременных открытий тоже имеют одной из своих причин именно эту. Но здесь важно подчеркнуть, что научное соревнование — по определению честное и открытое. Безусловный приоритет в этом соревновании отдается соображениям выяснения истины, а не утверждению субъективных позиций. Исследовательский поиск, осуществляемый научным сообществом, — это свободное познавательное состязание. Непосредственные профессиональные интересы участников научного сообщества не являются фиксированными. Ситуация свободного познавательного состязания естественным образом приводит к тому, что ученые ищут для себя новые области, где они могут приложить свои силы и где у них появится возможность быстро отличиться. Поэтому можно сказать, что для научного сообщества в целом характерна внутренняя подвижность специализаций, процессы постоянного смещения интересов. Многие ученые свободно переходят от одной темы к другой — к той, которая их сможет заинтересовать, покажется более перспективной на данный момент. Результатом этого является непрерывная динамика дисциплин, областей, научных тем. Важную роль здесь играют, конечно, научные коммуникации. Социологи заметили, что привлечение ученых в новую область прежде всего происходит за счет общения с теми учеными, которые уже работают над данной темой. Ученые, увлекаясь в итоге новой проблематикой, начинают интенсивно прибывать в эту область.
Поэтому для научного познания не характерно какое-либо равномерное расширение во все стороны. Поведение научного сообщества происходит, видимо, по типу неких волн активности. Ярким выражением этого являются научные бумы, сменяющиеся затем периодами стабилизации и, часто, последующего затишья. В предыдущем параграфе говорилось об экспоненциальных тенденциях в динамике научной деятельности. Если же говорить о содержательной стороне научных бумов, то в период бума, как правило, наблюдаются завышенные оптимистические ожидания (сопутствующие почти всякой интенсивной деятельности), затем — затихание интереса. Некоторая часть интеллектуальной энергии уходит в другие темы. После бума происходит оценка того, что было достигнуто. Как правило, результаты оказываются скромнее, чем первоначально намечалось, но зато уже их ценность достаточно твердая, не подлежащая (по крайней мере в ближайшем будущем) концептуальной инфляции.
Tags: деятельность, интересов