Соперничество

30Кроме того, деятельность научного сообщества осуществляется, как правило, в условиях известного соперничества ученых. Это, например, вид­но из того значения, которое ученые придают проблеме приоритета в дости­жении того или иного научного результата. Сама система социального при­знания и поощрения ученых нацеливает их на своего рода соревнование в решении научных задач. Так, по подсчетам Р. Мертона и Д. Прайса более 40% открытий совершаются учеными в условиях реального соревнования. Явления одновременных открытий тоже имеют одной из своих причин именно эту. Но здесь важно подчеркнуть, что научное соревнование — по определению честное и открытое. Безусловный приоритет в этом соревнова­нии отдается соображениям выяснения истины, а не утверждению субъек­тивных позиций. Исследовательский поиск, осуществляемый научным сооб­ществом, — это свободное познавательное состязание. Непосредственные профессиональные интересы участников научного сообщества не являются фиксированными. Ситуация свободного позна­вательного состязания естественным образом приводит к тому, что уче­ные ищут для себя новые области, где они могут приложить свои силы и где у них появится возможность быстро отличиться. Поэтому можно сказать, что для научного сообщества в целом характерна внутренняя подвижность специализаций, процессы постоянного смещения интере­сов. Многие ученые свободно переходят от одной темы к другой — к той, которая их сможет заинтересовать, покажется более перспективной на данный момент. Результатом этого является непрерывная динамика дис­циплин, областей, научных тем. Важную роль здесь играют, конечно, науч­ные коммуникации. Социологи заметили, что привлечение ученых в но­вую область прежде всего происходит за счет общения с теми учеными, которые уже работают над данной темой. Ученые, увлекаясь в итоге но­вой проблематикой, начинают интенсивно прибывать в эту область.

Поэтому для научного познания не характерно какое-либо равномер­ное расширение во все стороны. Поведение научного сообщества проис­ходит, видимо, по типу неких волн активности. Ярким выражением этого являются научные бумы, сменяющиеся затем периодами стабилизации и, часто, последующего затишья. В предыдущем параграфе говорилось об экспоненциальных тенденциях в динамике научной деятельности. Если же говорить о содержательной стороне научных бумов, то в период бума, как правило, наблюдаются завышенные оптимистические ожидания (сопутствующие почти всякой интенсивной деятельности), затем — зати­хание интереса. Некоторая часть интеллектуальной энергии уходит в дру­гие темы. После бума происходит оценка того, что было достигнуто. Как правило, результаты оказываются скромнее, чем первоначально намеча­лось, но зато уже их ценность достаточно твердая, не подлежащая (по крайней мере в ближайшем будущем) концептуальной инфляции.

Tags: ,

Comments are closed.