Гуманитарная наука

33Однако представленная здесь картина была бы неполной без указания на обновление и гуманитарного знания. На протяжении XVI-XVI1 вв. происходит разрыв с системой средневековых представлений о человеке и обществе, разрабатываются сугубо светские учения о государстве, со­циально-политическом устройстве, праве. Человек рассматривается как носитель естественного права, а государство — как результат договорно­го процесса между свободными индивидами. По образцу корпускулярно-атомистической концепции материи в естест­венных науках социальные мыслители развивают идеи социального атомизма и ищут законы социальной жизни, аналогичные законам механического движения. Новое гуманитарное знание стремится к точности, сравнимой с точ­ностью естествознания. Среди влиятельных социальных теоретиков следует назвать Ж. Боде-на (1530-1596) и Г. Гроция (1583-1645). Знаменитый голландский фило­соф Бенедикт Спиноза (1632-1677) пытался построить абсолютную мо­нистическую мировоззренческую систему, в которой религиозная идея и этическое учение оказались бы совместимыми с идущим из новой науки жестким механицизмом; важное место в сфере интересов Б. Спинозы заняли проблема человека, его свободы и разума, а также вопросы поли­тического устройства. Но, пожалуй, наиболее влиятельными социальны­ми мыслителями были англичане Томас Гоббс и Джон Локк.

Т. Гоббс (1588-1679), мечтавший стать «Галилеем социальных наук», разрабатывает общую метафизику механических тел и трактует социаль­ные образования как искусственные тела. Т. Гоббс порывает с идущей из Античности концепцией человека как общественного существа и разви­вает последовательно-индивидуалистическое представление о человече­ской природе. Государство с этой точки зрения есть результат договора индивидов, средство защиты от войны всех против всех, присущей чело­вечеству в его естественном состоянии. Работы Т. Гоббса воздействовали на последующих мыслителей. Проблема социального порядка называется в социологии проблемой Гоббса. Дж. Локк (1632-1704) известен своей сенсуалистической теорией позна­ния и социально-политическими работами. Он развивает учение о правах человека, об общественном договоре, о разделении ветвей власти в циви­лизованном государстве. Государство, по Дж. Локку, оказывается неким ми­нимумом принуждения, который необходим индивидам для гарантии своих свобод. Дж. Локк стоит непосредственно у истоков идеологии социально-политической системы либерализма (от лат. liberalis — «свободный»).

Tags: , ,

Comments are closed.