Классический период

культура славянСреди последующих мыслителей V в. до н.э. выделяются Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Эмпедокл (492-432 гг. до н.э.) развивает учение о четырех стихиях (огне, воздухе, воде, земле), которое являлось в антич­ной традиции весьма влиятельным. Естественные процессы, по Эмпедок-лу, сводятся к сочетанию и разделению этих материальных носителей. Анаксагор (499-428 гг. до н.э.) вместо конечного числа эмпедокловых стихий вводит бесконечное число разнородных первоэлементов (позже названных гомеомериями). Из исходного хаотического состояния перво­элементы выделяются и упорядочиваются в макроструктуры неким естест­венным упорядочивающим началом (его называют «Нус»). Демокрит (460-370 гг. до н.э.) (идейным предшественником которого был Левкипп)

пошел по пути максимального упрощения теоретической модели: мир состоит лишь из атомов и пустоты. Атомы — это мельчайшие неделимые, качественно однородные элементы, отличающиеся между собой лишь геометрической формой. Двигаясь в пустоте, атомы вступают в комби­нации друг с другом, что и порождает все многообразие чувственных ка­честв. Атомизм Демокрита, т.о., интегрирует представления и о неизмен­ности свойств первовещества, и о его движении, а также о многообразии первоэлементов и одновременно об их качественном единстве. Динамика научно-философских размышлений VI-V вв. показывает, как античная мысль последовательно продвигалась в своих попытках рациональ­ного объяснения устройства мира, справляясь на своем пути с возникающи­ми новыми сложностями. Но наибольшая интенсивность научно-философ­ских изысканий характерна для т.н. классического периода античного мышления, связываемого с именами Сократа, Платона, Аристотеля. К началу VI в. до н.э. весьма активной была деятельность школ софистов.

Софистов без преувеличения можно назвать родоначальниками гумани­тарных наук. Благодаря софистам в центр научно-философских изысканий была поставлена гуманитарная проблематика — проблемы человека и культуры. Тем самым от абстрактных космологических поисков антич­ные мыслители обратились к насущным социально-культурным вопросам. Софисты развивали идеи, относящиеся к языкознанию, риторике, этике, правоведению, педагогике. Сократ (469-399 гг. до н.э.) многому научился у софистов. Однако к тому времени софистика стала вырождаться в бес­плодную, а порой и явно ангажированную игру ума. Сократ занял реши­тельную позицию, направленную на сохранение лучших достижений античной мысли. Его учение и трагическая судьба вошли в историю как пример верности нравственным принципам и неустанного поиска истины. Для дальнейшего развития научного мышления важную роль сыграл осо­бый метод Сократа, состоявший в диалогическом поиске ответа на тот или иной вопрос. Последовательно отбрасывая неудачные решения, Сок­рат пытался выйти к наиболее разумному представлению о том или ином качестве, свойстве, явлении. Аристотель позже назвал Сократа первоотк­рывателем понятия. Действительно, поиски Сократа концентрировались вокруг вопроса о сущности того или иного изучаемого предмета или во­круг способа, каким можно составить понятие о том или ином предмете.

Tags: ,

Comments are closed.