Досократический период

В VI в. до н.э. в греческих колониях на малоазийском побережье воз­никает т.н. Милетская школа натурфилософов; к ней относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес Милетский, наблюдая за явлениями при­роды и пытаясь изыскать естественные причины происходящего, выдви­гает положение о том, что исходным правеществом является вода (или, скорее, некое жидкостное состояние единой материальной субстанции). Анаксимандр называет это правещество беспредельным (алейроном). Анаксимен пытается описать естественные процессы, которые создают многообразие вещей и их взаимопереходы. Признавая первоначалом воздух, он утверждает, что динамика первоначала сводится к процессам сгущения и разрежения. Примерно в это же время работает Пифагорейская школа. Пифагор из Самоса основывает в Южной Италии религиозно-философское братство; помимо прочего, деятельность пифагорейцев замечательна их вкладом в развитие математической науки, особенно теории чисел. Пифагорейцы формулируют важнейшее положение о том, что мир управляется число­выми соотношениями и может быть поэтому познан и описан с помощью математических методов.

Элейская школа, основателем которой принято считать Ксенофана, в своих космологических исследованиях пытается предельно абстрагиро­ваться от чувственных качеств материи. Согласно Пармениду предметом истинного познания является бытие. Оно актуально, т.е. присутствует пол­ностью в настоящем времени, неделимо, неподвижно, неизменно. Бытие не эмпирический феномен, а умопостигаемый (или, говоря современным язы­ком, абстрактный) объект. Лишь то познание обладает истиной, которое приводит нас к абсолютному упомостигаемому бытию. Учение Парменида продолжил Зенон Элейский, прославившийся также своими знаменитыми задачами-парадоксами (апориями) о движении и множественности. Если элеаты акцентировали момент устойчивости мира, то их совре­менник Гераклит Эфесский (примерно 535-470 гг. до н.э.) утверждает, что, наоборот, изначальным состоянием мира является само становление, изменение. Оно-то и есть всеобщий мировой принцип. Гераклит подчер­кивает, что сущностью мировых процессов является огонь: в современ­ной трактовке под этим можно понимать непрерывное энергетическое брожение, неравновесность, возбужденность.

Tags: , ,

Comments are closed.