Наука и сфера образования

3И наоборот, совершенствование правового пространства является су­щественным фактором в повышении работоспособности и результатив­ности науки. В Японии еще в начале 1960-х гг. были созданы правовые условия для кооперации индустриальных фирм с целью поддержки круп­ных научно-технологических проектов. Тем самым была создана возмож­ность для государственных структур и предпринимательских сфер быст­ро концентрировать усилия в перспективных направлениях. Это стало одной из причин стремительного развития японской экономики. В США в это же время, напротив, продолжало действовать антитрестовское зако­нодательство, фактически способствовавшее разобщению национальных усилий. Лишь в 1980-е гг. под давлением конкуренции со стороны Япо­нии был принят пакет законодательных актов, снявших преграды для объединения фирм, стремящихся поддерживать научно-техническую мо­дернизацию (прежде всего Закон о кооперации, 1984). Кроме того, новое законодательство обеспечивало расширение сотрудничества индустрии с университетской наукой и вообще поощряло научно-технические нова­ции в промышленности. В итоге была обеспечена правовая поддержка научной деятельности. Результаты быстро проявились в виде колоссаль­ного развития американской науки и технологии конца 1980-1990-х гг.

Система образования — чрезвычайно важная сфера общественной жизни. Она является основой формирования личности, а общее состояние системы образования в стране является ярким показателем уровня со­циально-культурного развития страны. Положение дел в науке сущест­венно зависит от состояния базовой образовательной системы. Мировой опыт убеждает, что процессы научно-технической модернизации вызыва­ют к жизни необходимость непрерывно наращивать и совершенствовать систему образования — как формального, так и неформального. Можно достоверно утверждать, что в глобальном соперничестве государств завт­ра необратимо отстанет та страна, которая сегодня проиграет в образова­тельной сфере. Во взаимодействии науки и образовательной сферы для развития науки чрезвычайно важным оказывается то обстоятельство, что через образование осуществляется массовая подготовка специалистов, в которых столь нужда­ется наука, — специалистов, владеющих современными знаниями и способ­ных дальше продвигать научное познание. Важно и то, что система образова­ния формирует в обществе исходный интеллектуальный запас, который

позволяет развивать науку и создает готовность общества к усвоению науч­ных достижений. Наука в свою очередь питает систему образования новыми знаниями — как образовательными технологиями, так и непосредственно предметными знаниями, входящими в содержание обучения. Известно, например, что лучшими педагогами в сфере высшего образования являются, как правило, те преподаватели, которые, помимо своей преподавательской деятельности, являются также продуктивно работающими учеными и поэто­му обладают и свежими знаниями, и креативными установками.

Tags: , ,

Comments are closed.