Научная революция и становление нового мировоззрения

29Научная революция XVI-XVII вв. занимает период примерно в 140 лет: с 1543 г. (публикация работы Николая Коперника «Об обращении небесных сфер») по 1687 г. (работа Исаака Ньютона «Математические начала на­туральной философии»). Современный стиль научного мышления не пришел одномоментно. Новое естествознание вызревало длительно и постепенно. Ученые начала

Нового времени свободно переходят от научных разработок в современ­ном стиле к совершенно иным практикам — алхимии, астрологии, к ренессансно-натурфилософским идеям. Причудливое сосуществование но­вого и старого, возвышенность духа, порой доходящая до экзальтации, характерны для науки этого периода так же, как и для ее современника в искусстве стиля барокко.

Сложные процессы разрушения аристотелевско-схоластической тради­ции и становления новой системы представлений опирались на множество идейных источников. Историки науки указывают среди них такие, как:

1) мощное влияние религиозной Реформации и новых идей, решительно

выдвинутых ею (прежде всего М. Лютером и Ж. Кальвином);

2)  комплекс ренессансных «тайных» учений (магические, алхимические и др.);

3)  распространение различных неаристотелевских концепций Антично­сти (скептицизм Пиррона; атомизм Демокрита—Эпикура, а также эти­ческие учения эпикурейцев и стоиков; пифагорейско-платоновские воззрения, особенно неоплатонизм).

Религиозная реформация явилась революцией в духовной жизни чело­века. Она имела далеко идущие последствия во всех сферах деятельности. Для становления науки важным явилось то, что Реформация произвела опустошительную критическую работу по отношению к средневековой картине мира, отбросив аристотелевски-схоластические представления.

Комплексное влияние Реформации исследовано в интересных работах Л.М. Косаревой. Так, в них отмечается, что Реформация утвердила идею равенства всех видов труда. Это создало условия для соединения науки и практики: началось интенсивное использование и изготовление различ­ных инструментов, стала развиваться практика экспериментирования, во­обще был придан высокий статус механике как науке. Идеи Реформации, далее, способствовали дезантропоморфизации природы: на смену пони­манию природы как живого организма пришла механистическая интер­претация. Мир стал рассматриваться как безжизненный, качественно одно­родный. Такой мир можно унифицировать, измерять, анализировать1.

Изменение в фундаментальных взлядах на мир А. Койре назвал мета­физической революцией (§ 0.1). Новая онтология решительно порвала с аристотелевским субстанциальным подходом. Новое мировоззрение рассматривало Космос уже не как замкнутую совокупность качественно различных сфер и естественных мест, а как гомогенное бесконечное, мате­матическое пространство, все точки которого одинаковы и равноценны. В новой концепции познания центральное место занял сам познающий субъект. Индивидуальное сознание стало мерилом истинности знаний. Здесь решающую роль сыграли принципы личной ответственности, сво­боды совести и деятельности, утвержденные Реформацией. Субъектно-центрированная теория познания вела к представлениям о принципиально недостоверном, вероятностном характере наших знаний. Это создано пред­посылки становления современного, скептико-критического отношения к научным теориям: они суть погрешимое знание, подлежащее проверкам и постоянному усовершенствованию. Формирование новой системы взглядов происходило под влиянием неаристотелевских античных учений. Индивидуалистическая теория по­знания несла в себе мощный заряд разъедающего античного скепсиса. Несубстанциональная онтология опиралась как на древний атомизм Демо­крита, так и на платоно-пифагорейские идеи о совершенной математиче­ской гармонии, лежащей в основании мироздания. Решающим достижением научной революции стало преодоление иду­щего из Античности разрыва между сферой эмпирических феноменов и сферой умопостигаемых сущностей. Практическая составляющая исследований, эксперимент, и теоретическая — оперирование идеальны­ми объектами математизированного универсума — соединились в проек­те экспериментально-математического естествознания.

Tags: ,

Comments are closed.