Сфера образования

неопознанная культураСфера образования является весьма деликатной. Общеизвестны слож­ности, сопряженные с проблемой разработок образовательных стратегий и программ. Сегодня многие говорят о кризисе образования. Одной из не­гативных тенденций современного образования является выхолащивание в нем гуманитарных в широком смысле слова, или классических, состав­ляющих. Не следует думать, что научный потенциал молодежи зависит в решающей степени от технических, зауженных научно-центрирован­ных программ. Так, знаменитый физик М. Лауэ подчеркивает важность классического образования; в этой связи хотелось бы процитировать сле­дующий отрывок: «Я сомневаюсь также в том, посвятил ли бы я себя цели­ком чистой науке, если бы не пришел в тесное соприкосновение с грече­ской культурой и греческим языком, что возможно только в классической гимназии. Если оставить в стороне исключения, то именно у греков можно научиться подлинной радости чистого познания. Чтобы привлечь учащую­ся молодежь к науке, в т.ч. к естествознанию, шире, чем это было в последние десятилетия, я предлагаю: пошлите детей в гимназию, и пусть они там основательно занимаются древними языками». Отметим также, что полноценно поддерживающая науку образова­тельная система должна быть ориентирована не только на сугубо испол­нительскую деятельность, но также культивировать творчество в его различных формах. Ей необходимо вырабатывать у учащихся способ­ность к самостоятельному познавательному поиску, интерес к выбранной области деятельности. Важными условиями подготовки потенциальных ученых являются ранний отбор талантов и их поддержка, раскрытие креа­тивного потенциала, обеспечение свободы самореализации. Ярким приме­ром подобной стратегии, зарекомендовавшей себя с лучшей стороны, является знаменитая система традиционных немецких университетов. Старый немецкий университет XIX — начала XX в. представлял собой место, где обитала высокая наука. Так, с благодарностью вспоминает годы своего научного становления в прославленном Геттингенском уни­верситете крупнейший математик Герман Вейль. Взращивание талантов и качество знаний, характерные для немецких университетов, обеспечили необыкновенную концентрацию научных достижений Германии, а также приток туда студентов со всей Европы.

Tags:

Comments are closed.