Неформальная коммуникация

16Действительно, существует множество издержек, связанных не только с коммуникативной ролью статей, но и с самой публикационной центриро­ванностью науки. Так, Д. Прайс в своей известной работе от 1967 г. указыва­ет, что ученые по социальным причинам вынуждены стараться публиковать как можно больше, что наносит ущерб самой же науке. Анализируя тенден­ции в развитии научной коммуникации, он предсказывает замену журналь­ных статей другими, более эффективными информационными формами’. Неформальная коммуникация играет огромную роль в науке. Для опи­сания структур неформальной коммуникации социологи часто используют термин «невидимый колледж» (восходящий к группе ученых XVII в., поз­же образовавших Лондонское королевское общество). Это сеть невидимых личных связей и каналов коммуникации ученых. Например, у каждого уче­ного, как правило, есть его личные эксперты и консультанты, которым он больше всего доверяет (часто они не являются его формальными сотрудни­ками или даже относятся к другой специальности). Ученые устанавливают множество неформальных связей по поводу проблем, над которыми они работают. Они создают неформальные, географически дисперсированные коллективы путем научной переписки, общения на конференциях, личного знакомства, поддержания традиций. Роль неформальной коммуникации особенно важна для трансляции неявного знания, занимающего важное место в научных школах, неформальных группах, традициях. Сегодня, когда в науке задействовано огромное количество рассеянных по различным центрам специалистов, а потоки печатной информации пре­вышают возможности индивидуального потребления, роль неформальной коммуникации становится особенно важной. Именно устойчивые нефор­мальные связи выступают структуризующим началом в научных коммуни­кациях. Многие ученые предпочитают пользоваться неформальными свя­зями для сообщения о своей работе и обсуждения ее результатов.

Применение точных наукометрических методов позволило изучить количественные аспекты динамики различных сторон социального ин­ститута науки: увеличение числа научных работников в общей структуре населения, интенсивность и результативность научных разработок (часто­та открытий и изобретений, публикационная активность), параметры ста­новления и развития научных областей. Установлено, что для многих показателей, отражающих ускорение научной деятельности, характерна динамика по экспоненциальному закону. Например, нарастание интенсив­ности исследований в какой-либо новой, активно разрабатываемой обла­сти обычно обнаруживает тенденцию, близкую к экспоненциальной кри­вой. Вообще, экспоненциальные зависимости встречаются достаточно часто в различных областях (например, им подчиняется рост бактерий, выпадение кристаллов из перенасыщенного раствора и многие другие). Экспоненциальная функция выражает т.н. закон естественного роста. Однако, несмотря на большую распространенность в научной деятель­ности экспоненциальных тенденций, динамика науки в целом подчиняется более сложным закономерностям, которые сегодня внимательно изучают­ся. Так, в некоторых случаях обнаруживаются еще более быстрые процес­сы (режимы с обострением). Существуют и тенденции замедления, стаби­лизации в изменениях тех или иных показателей. Осознание сложности динамических трендов в науке заставляет социологов искать новые позна­вательные аналогии и модели. Например, в этой связи некоторые социоло­ги (У. Гоффман, М. Новаковская и др.) сравнивают увеличение публикаций со своеобразным «эпидемическим» процессом, при котором члены научно­го сообщества как бы заражаются новой темой, а на этот процесс в целом оказывают влияние различные ускоряющие и стабилизирующие факторы.

Tags: ,

Comments are closed.