Величайший мыслитель Античности, ученик Сократа — Платон (427—347 гг. до н.э.). Учение Платона, охватывающее темы и внутреннего мира человека, и космологических начал, и методологии познания, и социально-политического устройства общества, оказалось первой в истории философии универсальной системой представлений. Но его работы сложны для изучения: в них используются диалогические формы, поэтически-мифологические конструкции. Платон ищет абсолютные ориентиры истинного знания, нравственности, принципов государственно-политического правления. Следуя за Сократом (который становится персонажем многих его произведений), он считает необходимым постичь сущность изучаемого предмета. С именем Платона связано философское открытие сферы идеального. Он решительно отстраняется от мира чувственно воспринимаемых феноменов. Платон, продолжая ценимого им Парменида, создает представление об особой реальности, которая может быть постигнута только умом. Ее содержание — идеи. Это не мысли, а то, что является их объективным коррелятом. К сфере умопостигаемого относятся идеальные сущности, например абстракции числа, материальной точки, геометрической линии, а также идеи справедливости, красоты и т.п. Истинное познание, по представлениям Платона, работает в абстрактном, отвлеченном режиме, двигаясь от идеи к идее. В 387 г. до н.э. Платон создает собственную научную школу —Академию, которую, пожалуй, можно назвать первой институционализированной научной структурой, с собственным помещением и продуманной системой преподавательской и научной деятельности. Академия стала примером для последующих научных объединений. Так называемая платоновская традиция сыграла огромную роль в дальнейшем развитии науки. Выход научного мышления в сферу идеальных предметов следует расценить как его решающее достижение. Например, становление точного естествознания в начале Нового времени является прежде всего своеобразным возвращением к платоновской традиции (А. Кой-ре). Выход новейшей фундаментальной физики к первоначалам мира как математическим гармониям тоже во многом есть современная трактовка платоновско-пифагорейской темы (В. Гейзенберг и др.). Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — всеобъемлющий ум Античности, учитель последующих мыслителей.
Его работоспособность, широта интересов и тщательность исследований поражают воображение. За время своей научной деятельности Аристотель либо способствовал активному развитию, либо вообще стал основоположником целого ряда дисциплин — логики, психологии, риторики, политической науки, истории, географии. Но особенно велик был его интерес к биологии: в огромном корпусе его трудов около трети занимают биологические изыскания. Так, некоторые биологические наблюдения и открытия Аристотеля, пережив века осмеяния, были блестяще подтверждены лишь в XIX-XX вв. Фундаментально-философские взгляды Аристотеля, дошедшие до нас в виде суммы фрагментов под названием «Метафизика», критически осмысливают идейное наследие Платона. Аристотель в своем исследовании предельных причин сущего развивает тончайшую понятийную сеть. Его стиль резко отличается от платоновского — это не уже не поэзия в понятиях, а тщательная разработка терминологии, строгость формулировок, подробная аргументация. Огромное количество научных понятий («возможность» и «актуальность», «форма» и «субстрат», «роды» и «виды», «цель» и др.) вошло в арсенал ученых и философов благодаря Аристотелю. В частных науках Аристотель был последовательным эмпиристом. Одним из важных достижений Аристотеля явилось создание первого универсального физического учения; это была качественная физика, отталкивающаяся от представлений о круговом характере всякого движения, наличии у каждой вещи ее естественного места и т.п. Натурфилософская система Аристотеля в целом господствовала весь период Средневековья (более тысячелетия), став фундаментом т.н. аристотелевско-схоластического мировоззрения. Вплоть до начала Нового времени идейное наследие Аристотеля было скреплено его непререкаемым авторитетом. Как известно, новоевропейская наука начала свой разбег с критики аристотелевской онтологии. Но не следует забывать и о том, сколь многим обязаны европейские народы своему учителю — Аристотелю. Его научное и вообще культурное влияние неизмеримо.
Tags: деятельность, это