Платон

культура грецииВеличайший мыслитель Античности, ученик Сократа — Платон (427—347 гг. до н.э.). Учение Платона, охватывающее темы и внутреннего мира человека, и космологических начал, и методологии познания, и со­циально-политического устройства общества, оказалось первой в исто­рии философии универсальной системой представлений. Но его работы сложны для изучения: в них используются диалогические формы, поэти­чески-мифологические конструкции. Платон ищет абсолютные ориентиры истинного знания, нравственности, принципов государственно-политиче­ского правления. Следуя за Сократом (который становится персонажем многих его произведений), он считает необходимым постичь сущность изучаемого предмета. С именем Платона связано философское открытие сферы идеального. Он решительно отстраняется от мира чувственно вос­принимаемых феноменов. Платон, продолжая ценимого им Парменида, создает представление об особой реальности, которая может быть постиг­нута только умом. Ее содержание — идеи. Это не мысли, а то, что является их объективным коррелятом. К сфере умопостигаемого относятся идеаль­ные сущности, например абстракции числа, материальной точки, геомет­рической линии, а также идеи справедливости, красоты и т.п. Истинное познание, по представлениям Платона, работает в абстрактном, отвлечен­ном режиме, двигаясь от идеи к идее. В 387 г. до н.э. Платон создает собственную научную школу —Акаде­мию, которую, пожалуй, можно назвать первой институционализирован­ной научной структурой, с собственным помещением и продуманной системой преподавательской и научной деятельности. Академия стала примером для последующих научных объединений. Так называемая платоновская традиция сыграла огромную роль в даль­нейшем развитии науки. Выход научного мышления в сферу идеальных предметов следует расценить как его решающее достижение. Например, ста­новление точного естествознания в начале Нового времени является преж­де всего своеобразным возвращением к платоновской традиции (А. Кой-ре). Выход новейшей фундаментальной физики к первоначалам мира как математическим гармониям тоже во многом есть современная трактовка платоновско-пифагорейской темы (В. Гейзенберг и др.). Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — всеобъемлющий ум Античности, учитель последующих мыслителей.

Его работоспособ­ность, широта интересов и тщательность исследований поражают вообра­жение. За время своей научной деятельности Аристотель либо способство­вал активному развитию, либо вообще стал основоположником целого ряда дисциплин — логики, психологии, риторики, политической науки, истории, географии. Но особенно велик был его интерес к биологии: в огром­ном корпусе его трудов около трети занимают биологические изыскания. Так, некоторые биологические наблюдения и открытия Аристотеля, пере­жив века осмеяния, были блестяще подтверждены лишь в XIX-XX вв. Фундаментально-философские взгляды Аристотеля, дошедшие до нас в виде суммы фрагментов под названием «Метафизика», критически осмысливают идейное наследие Платона. Аристотель в своем исследовании предельных причин сущего развивает тончайшую понятийную сеть. Его стиль резко отличается от платоновского — это не уже не поэзия в понятиях, а тщательная разработка терминологии, строгость формулировок, подробная аргументация. Огромное количество научных понятий («возможность» и «актуальность», «форма» и «субстрат», «роды» и «виды», «цель» и др.) вошло в арсенал ученых и философов благодаря Аристотелю. В частных науках Аристотель был последовательным эмпиристом. Одним из важных достижений Аристотеля явилось создание первого универсального физиче­ского учения; это была качественная физика, отталкивающаяся от представ­лений о круговом характере всякого движения, наличии у каждой вещи ее естественного места и т.п. Натурфилософская система Аристотеля в целом господствовала весь период Средневековья (более тысячелетия), став фун­даментом т.н. аристотелевско-схоластического мировоззрения. Вплоть до начала Нового времени идейное наследие Аристотеля было скреплено его непререкаемым авторитетом. Как известно, новоевропейская наука начала свой разбег с критики аристотелевской онтологии. Но не следует забывать и о том, сколь многим обязаны европейские народы своему учителю — Арис­тотелю. Его научное и вообще культурное влияние неизмеримо.

Tags: ,

Comments are closed.