История науки

10Принимая во внимание чрезвычайную обширность этой темы, мы можем рассматривать настоящий обзор лишь как краткий очерк. Можно сказать, что наука, до того как приобрела современный вид, прошла несколько важных стадий своего созревания. Вопрос о том, когда возникла наука, является достаточно сложным. Дело в том, что нет одно­значности в том, что следует считать подлинной наукой. Конечно, с пози­ций современности вся череда предыдущих этапов вплоть до начала Но­вого времени выглядит как еще не наука. Однако если восстанавливать как можно полнее культурно — исторический контекст той или иной эпохи, то окажется, что и в предыдущие эпохи рациональное мышление делало все возможное для решения познавательных задач. И в предыдущие эпохи мыслители использовали все доступные концептуальные ресурсы для реа­лизации рационального проекта; разумеется, их культурно-исторический контекст не только предоставлял им исходную интеллектуальную среду, но и одновременно ограничивал их возможности невидимыми рамками. Но ведь точно так же и мы сейчас отчетливо видим недостатки прошлых науч­ных теорий, но не знаем, в чем состоят наши собственные ограничения и заблуждения, осознание которых достижимо только в будущем. Поэтому разумнее было бы говорить не о какой-то хронологической точке одномоментного возникновения науки, а об определенных этапах, которые последовательно прошел общий рациональный философско-научный проект познания мира.

Истоки научных знаний уходят в далекую древность. Известно, что множество различных сведений и знаний было накоплено в традицион­ных культурах. С точки зрения межкультурного обмена наиболее важны­ми явились знания в странах, территориально близких к Древней Греции, особенно в Египте и Вавилоне. Предполагают, что немаловажную роль в появлении греческого чуда, которым называют необыкновенный рас­цвет древнегреческой культуры (и науки в т.ч.), сыграла существенная культурная прививка со стороны восточных обществ. Так, историки дока­зывают, что корнями многие философские, религиозные, научные, техно­логические представления и идеи древних греков уходят на Восток. Египет, Вавилон и другие общества присредиземноморского и ближне­восточного регионов обладали разнообразными и весьма серьезными познаниями в области медицины, математики, механики, судостроения и мореплавания, астрономии, географии и т.п. Накопленные сведения поз­воляли им решать различные теоретические вопросы, связанные с при­кладными задачами (нахождение площади и объема фигур, решение урав­нений, тригонометрические задачи и др.). Однако имеющиеся знания не развивались и не систематизировались сколь-нибудь последовательно. Сам характер научных сведений был су­губо практическим. Они формулировались в виде предписаний, алгорит­мов, научно-практических приемов. Кроме того, они были существенно связаны с сакрально-мифологическими составляющими общественной жизни. Служители религиозных культов — жрецы — выступали носите­лями и хранителями знаний. Поэтому протонаучная компонента их дея­тельности находилась в подчиненном положении по отношению к ри­туально-мифологическим, сакральным структурам жизнедеятельности традиционных культур.

Tags: , ,

Comments are closed.