Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы

19Итак, в функционировании социального института науки преломляют­ся множество факторов общественной жизни. Положение науки в обществе является сложным. С одной стороны, научное сообщество — относительно автономная социальная группа, попасть в которую невозможно без соот­ветствующего отбора на основании образовательных и корпоративно-про­фессиональных критериев. С другой — деятельность ученых открыта для внешних социальных влияний и социального контроля. Научное сообщество, осуществляя свои разработки, постоянно испыты­вает поддержку или противодействие со стороны широкого социального контекста. Ведь научные исследования в определенном смысле изменяют мир, наука не может построить жесткие границы, изолирующие ее от внеш­него окружения. Например, как показывает Б, Лятур в своей работе «Мик­робы: война и мир» (1984), становление бактериологической программы Л. Пастера имело специфические социальные предпосылки; ее успехи вы­звали к жизни широкий общественный резонанс, выкодивший далеко за пре­делы собственно научной значимости этой программы и свидетельствовший о необозримой массе связей, скрепляющих науку и социум. Взаимоотношения и взаимопонимание науки и социума складываются неоднозначным образом. Если сами ученые считают своей главнейшей

целью решение познавательных задач, возникающих в ходе самого же на­учного поиска, то общество рассматривает науку с внешней стороны, т.е. преимущественно те социальные следствия и эффекты, которые приносит рост научного знания. Обостренную реакцию общества вызывают прежде всего негативные следствия развития науки. Но даже если не брать в рас­чет крайние случаи общественного недовольства наукой (которое может быть вызвано тем или иным конкретным инцидентом), то ученым, кото­рые находятся в поле пристального внимания общественности, журна­листов, политиков, предпринимателей, все равно постоянно приходится обосновывать свои притязания, утверждать проекты, убеждать в необхо­димости их финансирования, защищать само научное предприятие как таковое.

В при обсуждении темы этики науки говорилось, что ученому следует быть ответственным, признавать правоту претензий общества и понимать необходимость широкого общественного контроля за науч­ной деятельностью. Но теперь мы коснемся обратной стороны проблемы взаимоотношений науки и общества, той, что наука ведь тоже обладает внутренней правотой своих притязаний. Проблема оправдания и обоснования правомерности каких-либо притя­заний называется проблемой легитимации (от лат. legitimus — «законный, правомерный»). Проблема легитимации науки связана с зависимостью ученых от общества в целом. Как зависимая сторона наука должна постоян­но оправдываться перед обществом и, более того, искать благосклонность тех социальных сил, в которых она заинтересована. Важное следствие со­циальной зависимости науки — это опасность потери наукой ее внутрен­ней свободы. Проявлениями этой опасности являются соблазны коммерциа­лизации, политизации, бюрократизации, идеологизации науки. И в этом случае ученым приходится оправдываться перед коллегами за свое откло­нение от идеалов научного сообщества. Между двумя крайностями — утратой легитимности и утратой внут­ренней свободы — и приходится балансировать современной науке.

Tags: ,

Comments are closed.