Научное сообщество как социальная группа

иконаВыше мы определили научное сообщество как совокупность людей, профессионально занимающихся наукой. В более подробном ракурсе на­учное сообщество — это социальная группа, подразделяемая на более дифференцированные подгруппы, объединенные стандартами профес­сионального поведения, общностью образования, специализации, науч­ных интересов и содержательными когнитивными установками, называе­мыми также, по Т. Куну, дисциплинарной матрицей, или парадигмой. Какие индивидуальные способности должны проявлять в своей про­фессиональной деятельности представители научного сообщества? Таки­ми нормативными характеристиками являются примерно следующие: рациональность, креативность, критичность, чистый познавательный интерес, внутренняя свобода, способность к теоретическому мышле­нию. Наука в своем самосознании, а также идеологии, развивающие опти­мистический взгляд на научное познание, склонны расценивать науку как институционализированную рациональность вообще. Совокупность поведенческих нормативов, общеобязательных для науч­ного сообщества, называют этосом науки. Концепция устойчивого и уни­версального этоса науки была предложена еще в 1940-е гг. Робертом Мер-тоном в статье «Наука и демократическая социальная структура» (1942).

Согласно его концепции основными нормативами научной деятельности являются следующие.

1.  Универсализм — требование руководствоваться в своих профессио­нальных занятиях не личными симпатиями и предпочтениями, а интер­субъективными, максимально очищенными от всего индивидуального всеобщими критериями доказательности, достоверности, научной значи­мости. Нарушением нормы универсализма считаются всякого рода откло­нения от универсальных критериев, например какая-либо манипуляция

данными в угоду лоббируемой научной позиции и т.п.

2.  Коммунальность (или всеобщность). Это установка на солидар­ность, сотрудничество, открытость, на совместный поиск истины. Сооб­щения о тех или иных научных достижениях должны быть открыты для ознакомления, предназначены для всеобщего обсуждения. Научное зна­ние — общее достояние всего научного сообщества. Нарушением нормы коммунальности считаются различные партикулярные (групповые, инди­видуальные) обособления, превозношение личного вклада в научное по­знание, неуважение к достижениям других ученых, ограничение доступа

других к важной информации.

3.  Незаинтересованность — требование бескорыстного служения ис­тине. Чистый познавательный интерес должен, безусловно, превышать все прочие соображения. Так, ученый должен принимать критические замеча­ния в свой адрес, сколь бы болезненными они ни были, соглашаться с разум­ностью другой точки зрения, сколь бы неприятной для него лично она ни была, в ситуациях внешнего давления на науку отказываться от соображе­ний материальной выгоды в пользу чистого познавательного интереса.

4.  Организованный скептицизм. Это обязанность ничего не принимать бездоказательно, но всегда искать самому и требовать от других разум­ных оснований для принятия того или иного научного положения, конт­ролировать методологическую корректность в отношении научных ре­зультатов, занимать строгую критичную и самокритичную позицию по

всем обсуждаемым вопросам.

Tags: ,

Comments are closed.