Средневековье

11Совершенно новые мировоззренческие горизонты были открыты с при­ходом христианства; свет христианской веры радикальным образом транс­формировал культурные установки Античности. В контексте христианско­го вероучения произошла ассимиляция идей Платона, Аристотеля и других мыслителей. Бытие в целом предстало как сотворенное, спланированное по совершенному проекту Божественного разума, иерархически организован­ное. Средневековое мировосприятие — созерцательно, символично, алле­горично. Определяющую роль для становления средневекового европейско­го мышления сыграли две концептуальные линии — наследие Аристо­теля;   идущее через блаженного Августина христианское осмысление Платона. Влияние Аристотеля, ставшего известным Средневековью по своим ло­гическим трудам, оформилось (примерно с XI в.) в особую концептуальную программу, позже названную схоластикой. Сейчас слово «схоластика» является синонимом бесплодного умствования. Однако не следует забывать о том, что схоластика была рационалистическим, интеллектуальным пред­приятием. Она опиралась на собственные стандарты доказательного, досто­верного познания. Ее задачей было максимальное расширение несомненных знаний.

Она опиралась как на истины откровения, так и на логические поло­жения. Говоря о ее недостатках (оторванности от опыта, перегруженности умозрительными схемами), следует помнить и о том, что она достигла вир­туозного мастерства в логике (предвосхитив ряд тем современной логики), способствовала разработке утонченной средневековой онтологии. На заре Средневековья блаженный Аврелий Августин (354-430 н.э.) воспринял и христиански переосмыслил платоновскую традицию. С его именем связано средневековое течение христианского платонизма (или августинианства). Его влияние на западную культуру колоссально. Им был создан огромный массив работ по самым разным вопросам — теоло­гии, психологии, этике, эстетике, социальным и политическим вопросам. В своих трудах он развивает сразу множество тем, концепций, высказыва­ет массу тонких соображений. Но, пожалуй, одно из главных достижений Августина — открытие для европейского сознания самого понятия уни­кальной человеческой личности.

Tags: , ,

Comments are closed.