Эллинизм

духовная культура племенСледующий период, называемый эллинистическим (III в. до н.э. — III—IV вв. н.э.), характеризуется необыкновенным расцветом античной на­уки. Центром научной мысли стал город Александрия. В этот период полу­чили развитие математика, механика, биология, медицина, астрономия, география, филологические науки и многие другие дисциплины. Достаточ­но назвать имена механика Архимеда, геометра Евклида, врача Эрасистрата. Некоторые открытия были прямым предвосхищением новоепропейской науки (изобретение Героном паровой турбины, гелиоцентрическая гипотеза астронома Аристарха Самосского). Расцвет эллинистической науки был относительно недолог (примерно начиная с I в. н.э. начинается ее упадок), но он стал яркой страницей в истории античной мысли. Подводя итог достижениям античной мысли, следует еще раз подчерк­нуть, что именно Античности мы обязаны самим познавательным рацио­налистическим проектом.  Идеи теоретической науки, доказательного знания, универсальных логических и общенаучных понятий, абстрактных объектов, а также множество блестящих эмпирических наблюдений, находок и открытий есть результат работы пытливых и неутомимых умов Античности. Трудно сказать, во что бы претворилась александрийская наука, будь ее плодотворный период благополучно продолжен. Но объективно­сти ради следует признать, что становление античной науки в современном понимании (т.е. прежде всего в виде точного математического естество­знания) было в некотором смысле заблокировано. Несколько огрубление можно сказать, что рационалистический проект Античности оказался раз­дробленным.

В античной философии сложилось известное противопостав­ление сферы чувственного мира и сферы сверхчувственного мира идей. Это отразилось в раздельном существовании наук эмпирических, ориенти­рованных на накопление описательных, сугубо качественных знаний (био­логия, география и т.п.), и дедуктивной науки математики, занимающейся чистыми идеями и по определению неприложимой к опытному познанию.Фундаментальное теоретизирование носило предельно созерцательный, умозрительный характер. Эмпирические исследования были ориентиро­ваны преимущественно на наблюдение. Экспериментирование имело не­систематический характер; идеи научного эксперимента как полноцен­ной методологической структуры Античность не знала. Требовалось решительное преодоление разрыва между созерцатель­ным абстрактным теоретизированием (образцом которого выступали математика и метафизика) и эмпирическим поиском, еще не оформив­шимся в последовательный экспериментальный замысел.

Tags: ,

Comments are closed.