Неформальные общности: исследовательскиегруппы, научные традиции, школы

2Ни один научный коллектив, создаваемый административными мера­ми, не сможет функционировать без установления неформальных связей между сотрудниками — связей, складывающихся в процессе и по поводу непосредственной исследовательской деятельности. Как правило, про­дуктивно работающая научная группа всегда демонстрирует высокий уровень солидарности относительно преследования общей цели. Часто подобная группа (обычно она немногочисленна) характеризуется много­летним сотрудничеством, в ходе которого ученые могут последовательно выполнять различные проекты; она закалилась в преодолении многочис­ленных трудностей, в ней сложились собственные образцы (паттерны) креативного поведения, эффективного решения задач, внутригруппового разделения труда. Все эти признаки позволяют говорить о сложившейся неформальной исследовательской группе, которая является действительно коллективным автором получаемых научных результатов.

Ярким примером такой неформальной исследовательской группы явля­ется знаменитая группа Э. Ферми в ядерной физике. Энрико Ферми был не

только блестящим физиком, но и великолепным организатором. Э. Ферми ввел практику коллективного авторства, когда под каждой очередной пуб­ликацией ставили подписи все его сотрудники. Необыкновенная сплочен­ность группы Э. Ферми, участники которой проводили вместе много вре­мени, выезжая на совместный отдых с семьями, работая в неформальной и непринужденной атмосфере и т.п., смогла добиться значительных успе­хов в науке, несмотря на то, что итальянская физика существенно отставала от центров большой науки Европы и США в материальных возможностях.

Устойчивая совокупность навыков мастерства, тонких методологи­ческих предпочтений, исследовательских паттернов, фундаментальных теоретических убеждений и т.п., позволяющая ее носителям эффективно продвигать научное познание, называется научной традицией. Научные традиции, как правило, существуют достаточно длительно; они постоян­но воспроизводятся благодаря вхождению в их русло новых поколений исследователей. Но при этом традиция является обновляющимся когни­тивным комплексом: ее жизнеспособность как раз зависит от того, на­сколько она умеет сохранять и использовать свои лучшие эвристические способности (являющиеся как бы ядром традиции), сочетая это с откры­тостью, возможностью постоянного роста и совершенствованием. Науч­ные традиции, особенно имеющие славную историю, заботливо передаются, транслируясь по каналам тесного научного общения (через образование, наставничество). Так, в Англии до сих пор можно встретить ученых и фи­лософов, чья цепочка ученичества приведет, например, к А. Смиту.

Tags: , ,

Comments are closed.