Проблема свободы научных исследований

32Все это означает, что сегодня паука не может позволить себе существо­вать в виде привилегированной области. Период накопления относительно дешевых научных данных давно прошел. Ученым при утверждении проек­тов сегодня приходится сообразовываться с реальными потребностями общества, ожидаемыми социальными выгодами и материальными возмож­ностями. По всей видимости, те проекты, которые требуют значительных финансовых затрат, и те проекты, которые весьма неопределенны относи­тельно сроков выполнения, а также относительно своей практической пользы, вряд ли сегодня могут быть признаны легитимными (например, запуски мощных технических комплексов в сверхдальние космические путешествия и т.п.), и с этим ученым придется мириться. Но у науки есть и свои внутренние задачи. Существует неустранимая конфликтность между внутренней логикой науки и ожиданиями общества.В этой связи можно сказать, что научное познание обладает в некотором роде самолегитимностью. Например, интересные и теоретически перспек­тивные научные проекты легко легитимируются в собственном контексте науки. Следует согласиться с Ж.-Ф. Лиотаром, который формулирует суть научной прагматики следующим образом: «любое высказывание нужно удерживать только тогда, когда оно содержит отличие от известного ра­нее и поддается аргументации и доказательству», а выдвижение научной идеи значимо тогда, когда «это дает возможность производить новые идеи», т.к. наука — система, открытая для постоянного производства новаций, «антимодель устойчивой системы»’. Однако многие интересные с научной точки зрения проекты оказываются необоснованными в своих притязаниях с точки зрения внешнего окружения науки.

Ведущим принципом легитимации научной деятельности сегодня стал утилитарный принцип. Те или иные сферы общественной жизни в лице определенных социальных групп хотели бы видеть науку служанкой своих интересов. Чистый поиск истины ради нее самой в наше время недостато­чен для легитимации научных притязаний в структуре общественных предпочтений. Или, как метко замечает Ж.-Ф.Лиотар, «ученых, техников и аппаратуру покупают не для того, чтобы познать истину, но чтобы уве­личить производительность»1. Таким образом, внешняя зависимость науки от других социальных сфер имеет своей обратной стороной опасность утраты внутренней свободы уче­ного. Суть проблемы сводится к праву ученого выбирать и предмет, и средства исследования. Это право должно быть гарантировано научному сообществу. Разумеется, на это право накладываются ограничения — преж­де всего этического и материально-финансового характера. Тем не менее максимально достижимое в реальных условиях право на свободу выбора должно оставаться неотъемлемо присущим социальному институту науки.

Tags: , ,

Comments are closed.