Деятельность Ф. Бэкона

культура россииФундамент современной механики заложил Галилео Галилей (1564—1642). Он продемонстрировал эффективность применения в эмпирических исследованиях идеализированных объектов — материальной точки, пря­молинейного равномерного движения и т.п. Введение умопостигаемых объектов было, по сути дела, продолжением платоновской традиции. Гали-леевский метод экспериментирования позволил добиться математизации изучаемых феноменов и тем самым вообще математизации физики. Г. Гали­лей сформулировал закон падения тел, исследовал закономерности колеба­ний маятника. Он явился также первым апологетом нового (эксперименталь­но-математического) естествознания. Он защищал идею автономии науки как особой интеллектуальной деятельности, обосновывал представления о математическом языке, на котором написана книга природы. Совершенно другую сторону науки представил Френсис Бэкон (1561­1626). В его изображении научная деятельность есть прежде всего сбор и ана­лиз фактов. Бэкон был далек от математики; его проект — это прежде всего описательное, качественно ориентированное естествознание. Обоснование новой науки он видит в очищении разума ученого от всевозможных заблуж­дений (идолов) и установлении индуктивной методологии, позволяющей извлечь из совокупности фактов общие закономерности. Бэконовские мето­ды сейчас известны как методы элиминативной индукции (см. § 2.8). Ф. Бэкон также разработал учение о различных видах экспериментирования и о выиг­рышных ситуациях (Ф. Бэкон называет их «примерами»), возникающих в ходе исследований, таких, как аномалия, альтернативность и т.п. Бэконовский подход в целом неплохо отражает действительную стратегию многих естествоиспытателей; так, Чарльз Дарвин утверждает, что опирался в своих изысканиях на идеи Ф. Бэкона.

Однако преувеличение эмпирической состав­ляющей и игнорирование математического эксперимента не позволили Ф. Бэкону понять основной смысл происходящей научной революции. Ф. Бэкону принадлежит также известный лозунг «знание — сила». Он решительно утверждает идею практической направленности научного знания. Наука несет в себе деятельное начало, преобразует жизнь челове­ка. Ф. Бэкона можно назвать провозвестником грядущей научно-техни­ческой модернизации. Он высказывает прозорливые мысли о том, что наука — дело общества, а не одиночек, что она должна стать социальным институтом с хорошо оснащенной материальной базой. Работы Ф. Бэкона — тоже сосуществование нового и старого. Исто­рики отмечают, что представление о науке у Ф. Бэкона еще во многом ренессансное: он придает огромное значение описанию сходств и отли­чий, разделяет ряд натурфилософских идей. Бэконовская концепция эмпиризма подметила важную составляющую научной деятельности, но осталась несколько в стороне от магистральной линии точного естествоз­нания, ведущей от И. Кеплера к И. Ньютону. Поэтому говорят даже о двух образах науки — галилеевском и бэконовском. Тем не менее сегодня бэко-новский подход несколько реабилитирован. Действительно, бэконовские темы играют важную роль особенно в описательных науках, таких как ботаника, геология, но весьма заметны и в точных науках.

Tags: , ,

Comments are closed.