Культура

21Характерной чертой эпохи научной революции был также напряжен­ный этический интерес. Разуму человека был придан высокий нравст­венный статус, а само разумное устройство Космоса стало гарантом существования абсолютных ориентиров в бытии. В хаосе социальных потрясений мыслители с надеждой смотрели на твердые, необходимые математические основы мира как на жизненную опору (Косарева Л.Н.). Античные учения этиков и эпикурейцев перекликались с этикой протестан­тизма в требовании личного мужества, опоры на собственные силы и совесть. Ученый в этих условиях становился носителем личной ответ­ственности за выдвигаемые утверждения; здесь сплачивались воедино и теоретические потребности, и нравственный закон. В научной деятелности ученые той эпохи видели высокий религиоз­ный смысл. С их точки зрения научные открытия не теснят религию, а на­оборот, углубляют религиозное чувство, все больше открывая нам со­вершенство мироздания, мудрость и величие Творца. Деятели научной революции были убеждены в том, что существует естественная гармония религии, метафизики и науки. Николай Коперник (1473-1543) обосновывает представления о гелио­центрической системе мироздания. Историки науки (И. Коэн, Т. Кун и др.) показали, что система Коперника не была по тем временам проще геоцентрической системы Птолемея; масса непроработанных деталей делала ее весьма уязвимой для критики, требующей значительных усилий для доработки и исправлений. Однако она несла в себе определенное эсте­тическое совершенство, которого была лишена громоздкая система Птоле­мея, она согласовывалась с популярными тогда ренессансными представ­лениями об исключительной роли Солнца во Вселенной и, кроме того,

она не оставляла ничего произвольного в движениях планет, служила образцом исключительно рациональной конструкции.

Дело Н. Коперника продолжил Иоганн Кеплер (1571-1630). Результатом его многолетних усилий стала система математических законов движения планет (законы Кеплера). Произведения И. Кеплера — яркий образец соединения нового и старого, причудливого соединения теологии и физи­ки, математики и ренессансных учений. Его работы эмоциональны и возвы­шенны, их пафос порой доходит до религиозной экзальтации. Огромную роль в кеплеровском поиске математической гармонии сыграли ренессансно-натурфилософские представления о Солнце, уходящие корнями в по­пулярные «тайные» учения той эпохи. Кеплер был убежден также в сущест­вовании универсальной силы, скрепляющей мироздание. Он оказался первым, кто пытался найти всеобщий закон математической гармонии мира. Лишь намного позже И. Ньютон смог реализовать эту идею, открыв закон всемирного тяготения.

Tags: , ,

Comments are closed.