Итак, в функционировании социального института науки преломляются множество факторов общественной жизни. Положение науки в обществе является сложным. С одной стороны, научное сообщество — относительно автономная социальная группа, попасть в которую невозможно без соответствующего отбора на основании образовательных и корпоративно-профессиональных критериев. С другой — деятельность ученых открыта для внешних социальных влияний и социального контроля. Научное сообщество, осуществляя свои разработки, постоянно испытывает поддержку или противодействие со стороны широкого социального контекста. Ведь научные исследования в определенном смысле изменяют мир, наука не может построить жесткие границы, изолирующие ее от внешнего окружения. Например, как показывает Б, Лятур в своей работе «Микробы: война и мир» (1984), становление бактериологической программы Л. Пастера имело специфические социальные предпосылки; ее успехи вызвали к жизни широкий общественный резонанс, выкодивший далеко за пределы собственно научной значимости этой программы и свидетельствовший о необозримой массе связей, скрепляющих науку и социум. Взаимоотношения и взаимопонимание науки и социума складываются неоднозначным образом. Если сами ученые считают своей главнейшей
целью решение познавательных задач, возникающих в ходе самого же научного поиска, то общество рассматривает науку с внешней стороны, т.е. преимущественно те социальные следствия и эффекты, которые приносит рост научного знания. Обостренную реакцию общества вызывают прежде всего негативные следствия развития науки. Но даже если не брать в расчет крайние случаи общественного недовольства наукой (которое может быть вызвано тем или иным конкретным инцидентом), то ученым, которые находятся в поле пристального внимания общественности, журналистов, политиков, предпринимателей, все равно постоянно приходится обосновывать свои притязания, утверждать проекты, убеждать в необходимости их финансирования, защищать само научное предприятие как таковое.
В при обсуждении темы этики науки говорилось, что ученому следует быть ответственным, признавать правоту претензий общества и понимать необходимость широкого общественного контроля за научной деятельностью. Но теперь мы коснемся обратной стороны проблемы взаимоотношений науки и общества, той, что наука ведь тоже обладает внутренней правотой своих притязаний. Проблема оправдания и обоснования правомерности каких-либо притязаний называется проблемой легитимации (от лат. legitimus — «законный, правомерный»). Проблема легитимации науки связана с зависимостью ученых от общества в целом. Как зависимая сторона наука должна постоянно оправдываться перед обществом и, более того, искать благосклонность тех социальных сил, в которых она заинтересована. Важное следствие социальной зависимости науки — это опасность потери наукой ее внутренней свободы. Проявлениями этой опасности являются соблазны коммерциализации, политизации, бюрократизации, идеологизации науки. И в этом случае ученым приходится оправдываться перед коллегами за свое отклонение от идеалов научного сообщества. Между двумя крайностями — утратой легитимности и утратой внутренней свободы — и приходится балансировать современной науке.
Tags: деятельность, это