При этом остается ряд достаточно серьезных конкретных вопросов, касающихся управления наукой. К ним относятся такие вопросы, как проблема критериев при выборе того или иного приоритетного направления, вопрос о показателях, позволяющих оценить эффективность функционирования научного учреждения и его дальнейшую перспективность; кадровые вопросы, включающие подбор работников по личным и профессиональным качествам, разделение обязанностей, список должностей и оплату труда ученых; проблема планирования количества научных центров и их мощностей; задача оптимального сочетания свободного инициативного начала ученых и государственно-политических заказов; вопросы, касающиеся стимулирования и мотивации научного труда и многие другое. Как известно, прямое вмешательство политики в науку с целью поощрения каких-то направлений или решения конкретных проблем далеко не всегда оказывается удачным. Но есть и успешные стратегии государственного содействия науке. Примером достаточно разумной политики государственно-административной сферы в отношении поддержки науки могут служить США. Доказательством эффективности этой политики является лидерство в области высоких технологий, которое Штаты сохраняют за собой фактически в течение всего послевоенного периода. Начиная с 1970-х гг. США пошли по пути поиска новых форм управления наукой.
Как известно, в 1960-1970-е гг. наблюдались определенные кризисные явления в отношениях науки и общества, сопровождавшиеся призывами к более жесткому социальному контролю за наукой. Однако власть и сами ученые осознавали, что общественный контроль за наукой не должен превращаться в диктат. С другой стороны, соперничество развитых стран на мировой арене требовало неуклонного совершенствования государственного управления наукой, заботы о ее процветании и повышении ее эффективности. Новыми формами взаимодействия администрации и науки явились различные организационные структуры, занимающиеся оценкой новейших технологий и анализом тенденций, складывающихся в науке и технике, С помощью самих ученых в правительстве стали более пристально рассматриваться вопросы регулирования науки. Например, был создан неформальный институт консультативной помощи депутатам в решении вопросов научной политики, причем многие участвующие в нем ученые заняли видные посты в структурах власти. Была также отлажена гибкая система финансирования, использующая как государственные, так и частные источники.
Tags: отношение, политические