Каковы полезные эффекты, которые наука приносит обществу? Надо сказать, что эта тема поистине безбрежна. Влияние науки сказывается практически во всем. Ведь ее огромная роль связана с самой сутью нашей культуры (§ 9.5). Без науки мы имели бы совсем другой тип культуры. Наш тип культуры порождает научный поиск, а наука и ее достижения в свою очередь влияют на культуру, постоянно обновляя ее, придавая ей постоянный модернизационный импульс. Однако общественность, как правило, не вдается в эти тонкости. Общество требует от науки отчета в виде некоей совокупности четко определенных полезных эффектов, которые должны оправдать существование науки (и, конечно, оправдать ее финансирование). Поэтому при обсуждении роли науки в обществе требуют конкретного ответа, зачем нужна наука. Функции науки принято делить на когнитивные и социальные. Когнитивные (познавательные) функции науки являются ее внутренними, или основными, функциями. Они связаны с ее специфицированными целями (§ 0.5). Социальные же функции суть внешние для науки, они возникают как побочный результат исследовательского поиска. Общество же, наоборот, выносит оценку науке именно по ее социальным проявлениям. Тема социально-культурных функций науки достаточно обширна. Она неоднократно обсуждалась в отечественной литературе. Удобную классификационную схему для анализа функций науки предлагают А.В. Юревич и И.П. Цапенко2. Согласно этой схеме когнитивные функции делятся на функции фундаментальной науки (получение нового фундаментального знания) и прикладной науки (разработка новых практических приложений). Социальные же функции делятся на первичные (или явные) и вторичные (или скрытые).
Первичные функции — это как раз те, что бросаются в глаза заинтересованным социальным сферам. Это прежде всего:
1) обеспечение общества научным мировоззрением (мировоззренческая,
или идеологическая, функция);
2) развитие экономики (индустриально-экономическая функция);
3) поддержание внешнеполитического престижа, обеспечение обороноспособности государства и другие политические функции. Существует также ряд важных функций, которые тем не менее не столь заметны (т.е. являются вторичными). Среди них назовем поддержку наукой образовательной системы и интеллектуализацию общества в целом.
Продуктивно работающая наука поддерживает интеллектуальный тонус как в системе образования, так и в общественной жизни как таковой.