Новаторское учение У. Оккама, несмотря на запреты, завоевывает признание и в Англии, и на континенте. Во многом под влиянием оккамист-ского эмпиризма начинается новое оживление научной деятельности. Одной из центральных тем физики XIV в, оказывается проблема движения. Знаменитый физик Жан Буридан (1295-1358), а также Альберт Саксонский, Николай Орем и т.д. развивают неаристотелевские интуиции. Обсуждается возможность движения в пустоте, несовместимая с традиционной аристотелевской онтологией. Гипотеза движения, предложенная Ж. Бури-даном, является, по сути, идейным предвестником современной концепции механического (в т.ч. инерциального) движения. Оживленно рассматриваются методологические устои науки — принципы оценки гипотез, вопросы эмпирического подтверждения. Николай Орем, помимо прочего, высказывает соображения в пользу гипотезы движения Земли. В свете последующих открытий новой науки мыслители XIV в. Порой кажутся нам уже знающими почти все, к чему значительно позже придет Г. Галилей. Действительно, их идеи столь узнаваемы в контексте последующей науки, что некоторые историки склонны именно здесь видеть непосредственное начало научной революции XVI—XVII вв. Конечно, не стоит снижать значимость действительных достижений Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея и др.; но позднее Средневековье, если и не является точкой начала научной революции, то во всяком случае есть ее прямое преддверие. Итак, Средневековье нельзя рассматривать как период сплошного
обскурантизма.
Конечно, для современного наблюдателя средневековая наука выглядит довольно необычно с ее громоздкими абстрактно-спекулятивными рассуждениями, теологической нагруженностью, фрагментарностью эмпирических поисков; так, в опытных науках она демонстрирует зависимость от авторитетов, игру воображения и преимущественный интерес ко всему диковинному. Тем не менее это тоже своеобразное рационалистическое устремление. Средневековая наука не только сберегла многие античные достижения, но и продвинулась вперед, построив университетскую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создав непосредственные предпосылки для новоевропейской науки. Сегодня Средневековье реабилитировано. Многое сделали для этого, например, П. Дюгем и А. Койре, доказывая, что мыслителями Средневековья была подготовлена почва для нового естествознания. Кроме того, многие исследователи считают, что именно под влиянием христианского вероучения (а именно — под влиянием учения о воплощении), догматика которого была разработана на христианском Востоке еще на заре Средневековья, были созданы предпосылки для преодоления идущего из Античности разрыва между сферой умопостигаемого и сферой чувственно — данного.