В предыдущей главе мы рассмотрели вкратце основные этапы истории научного мышления. В ту или иную эпоху система научных представлений обладает известного рода целостностью, равновесием и согласием ее элементов, что и позволяет говорить о единстве этой эпохи научной истории. Разумеется, это не исключает наличия и конфликтующих элементов, но любые конфликты происходят всегда на почве некоторого базисного согласия относительно более общих воззрений и идей. В настоящем параграфе мы займемся проблемой целостности той суммы представлений, которую дает наука того или иного исторического периода, и рассмотрим один из конкретных механизмов (или каналов) взаимодействия культуры и науки в конкретно-исторических контекстах. Речь пойдет о научной картине мира. Термин «мировоззрение» (от нем. Weltanschauung) появился в немецкой философской литературе на рубеже XVIII-XIX вв. и вскоре был позаимствован другими языками. Позже, во второй половине XIX в., это понятие стало употребляться вообще как синоним слова «философия». Термин «мировоззрение» стал тогда весьма популярным. Общество осознало, что в связи с бурным развитием наук назрела необходимость в некоем научном синтезе, в обобщении научных достижений в виде какой-то единой, связной, логически непротиворечивой системы знания — научного мировоззрения. Существовало и другое понимание понятия «Weltanschauung», внете-оретическое; с этой точки зрения мировоззрение — совокупность ценностных и эмоциональных установок человека, его цельное переживание мира и своего места в нем. Такой трактовки придерживались те, кто не разделял естественно-научные стандарты и идеалы познания. Например, В. Дильтей писал; что «последним корнем» мировоззрения является сама жизнь.
Сегодня понятие «мировоззрение» включает в себя и ценностно-эмоциональные, и когнитивно-теоретические моменты. Под мировоззрением понимают обобщенную, интегральную систему (или даже просто совокупность) взглядов человека на мир и на свое место в мире, которая включает различные представления — социально-политические, религиозные, этические, эстетические и др. В общем случае мировоззрение представляет собой не только совокупность знаний, но и определенное эмоциональное отношение, а также определенные желания и стремления, т.е. включает и волевую составляющую. Мировоззрение в структуре убеждений человека выполняет интегрально-ориентирующую функцию, выражая представления относительно смысла его жизни, горизонта его возможностей и целей. Считается, что мировоззрение — достаточно цельное образование; однако оно может и не быть цельным, а наоборот, являться фрагментарным, противоречивым, разорванным. Можно говорить о мировоззрении применительно к субъектам различных уровней (например, говорят о мировоззрении той или иной эпохи, социальной группы или политической партии, отдельного человека).
Tags: культуры, политические