Научная революция XVI-XVII вв. занимает период примерно в 140 лет: с 1543 г. (публикация работы Николая Коперника «Об обращении небесных сфер») по 1687 г. (работа Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии»). Современный стиль научного мышления не пришел одномоментно. Новое естествознание вызревало длительно и постепенно. Ученые начала
Нового времени свободно переходят от научных разработок в современном стиле к совершенно иным практикам — алхимии, астрологии, к ренессансно-натурфилософским идеям. Причудливое сосуществование нового и старого, возвышенность духа, порой доходящая до экзальтации, характерны для науки этого периода так же, как и для ее современника в искусстве стиля барокко.
Сложные процессы разрушения аристотелевско-схоластической традиции и становления новой системы представлений опирались на множество идейных источников. Историки науки указывают среди них такие, как:
1) мощное влияние религиозной Реформации и новых идей, решительно
выдвинутых ею (прежде всего М. Лютером и Ж. Кальвином);
2) комплекс ренессансных «тайных» учений (магические, алхимические и др.);
3) распространение различных неаристотелевских концепций Античности (скептицизм Пиррона; атомизм Демокрита—Эпикура, а также этические учения эпикурейцев и стоиков; пифагорейско-платоновские воззрения, особенно неоплатонизм).
Религиозная реформация явилась революцией в духовной жизни человека. Она имела далеко идущие последствия во всех сферах деятельности. Для становления науки важным явилось то, что Реформация произвела опустошительную критическую работу по отношению к средневековой картине мира, отбросив аристотелевски-схоластические представления.
Комплексное влияние Реформации исследовано в интересных работах Л.М. Косаревой. Так, в них отмечается, что Реформация утвердила идею равенства всех видов труда. Это создало условия для соединения науки и практики: началось интенсивное использование и изготовление различных инструментов, стала развиваться практика экспериментирования, вообще был придан высокий статус механике как науке. Идеи Реформации, далее, способствовали дезантропоморфизации природы: на смену пониманию природы как живого организма пришла механистическая интерпретация. Мир стал рассматриваться как безжизненный, качественно однородный. Такой мир можно унифицировать, измерять, анализировать1.
Изменение в фундаментальных взлядах на мир А. Койре назвал метафизической революцией (§ 0.1). Новая онтология решительно порвала с аристотелевским субстанциальным подходом. Новое мировоззрение рассматривало Космос уже не как замкнутую совокупность качественно различных сфер и естественных мест, а как гомогенное бесконечное, математическое пространство, все точки которого одинаковы и равноценны. В новой концепции познания центральное место занял сам познающий субъект. Индивидуальное сознание стало мерилом истинности знаний. Здесь решающую роль сыграли принципы личной ответственности, свободы совести и деятельности, утвержденные Реформацией. Субъектно-центрированная теория познания вела к представлениям о принципиально недостоверном, вероятностном характере наших знаний. Это создано предпосылки становления современного, скептико-критического отношения к научным теориям: они суть погрешимое знание, подлежащее проверкам и постоянному усовершенствованию. Формирование новой системы взглядов происходило под влиянием неаристотелевских античных учений. Индивидуалистическая теория познания несла в себе мощный заряд разъедающего античного скепсиса. Несубстанциональная онтология опиралась как на древний атомизм Демокрита, так и на платоно-пифагорейские идеи о совершенной математической гармонии, лежащей в основании мироздания. Решающим достижением научной революции стало преодоление идущего из Античности разрыва между сферой эмпирических феноменов и сферой умопостигаемых сущностей. Практическая составляющая исследований, эксперимент, и теоретическая — оперирование идеальными объектами математизированного универсума — соединились в проекте экспериментально-математического естествознания.