Роль руководителя в деятельности научного сообщества

15Причастность ученого к элитарной школе сказывается на нем самым бла­готворным образом. Разумеется, могут встречаться и негативные явления «школьничества», когда какая-то научная школа, утрачивая дух прогресси­рующего продвижения, переходит в состояние стагнации. Это выразится в закоспелости ее идейного комплекса, догматическом следовании в русле работ родоначальника школы (феномен эпигонства). Конечно, догматизм не­совместим с новационной заостренностью научного познания. Поэтому подобные примеры (к которым можно отнести попытки законсервировать учения 3. Фрейда, К. Маркса и т.п.) — а их тоже немало в истории позна­ния — это, видимо, исключения, подтверждающие общее правило. Пра­вило же состоит в том, что смысл деятельности подлинно научной школы заключается в постоянном обогащении и обновлении. Большинство науч­ных школ средней продуктивности обычно сочетают в себе как стагнирую-щие, так и новационные тенденции. Что же касается того факта, что приме­ров стагнирующих тенденций и школ, к сожалению, не так уж мало, то он лишний раз доказывает, что высококультурные и продуктивно работающие научные школы — настоящая драгоценность для науки. Б. Спинозе принад­лежит верное замечание, что все прекрасное редко.Проблема лидера весьма актуальна для всех сфер человеческой дея­тельности. Грамотное руководство научной деятельностью предполагает не только высокую научную компетенцию в избранной специальности, но и способность к организационной деятельности — умение подобрать состав сотрудников, распределить их обязанности, объединить группу для выполнения поставленной цели.

Научная группа не может быть орга­низована по типу воинского подразделения; здесь не выполняют приказы, а объединяют индивидуальные способности и усилия с максимальным раскрытием креативного потенциала каждого участника. Только что го­ворилось о том, что блестящим организационным талантом в полной мере обладал Энрико Ферми. Многие крупные ученые одновременно являлись прекрасными руководителями научных коллективов. Что касается создания научной школы, то здесь требуется особое ли­дерство, выражающееся прежде всего в умении увидеть и открыть другим перспективы научного поиска, увлечь молодых ученых интересными идея­ми, т.е. здесь необходимо обладать стратегическим видением своей науки. Есть примеры, когда ведущие ученые оказывались законодателями в своей области, так что к ним приезжали учиться специалисты из многих стран, однако собственной школы, которая была бы отмечена новыми достиже­ниями, они не создали (это, например, К. Бернар, Г. Гельмгольц). Это означает, что для становления научной школы необходимо сочетание це­лого ряда условий. К ним можно отнести такие, как особые личностные качества лидера, его организаторские и интеллектуальные способности, владение перспективной методологией, общественный резонанс его дея­тельности, благоприятная административная среда, объективная востре­бованность его личных научных результатов. Что касается личности самого руководителя, то в любом случае лидер­ства (в административно поддержанной исследовательской группе или же в традиционной научной школе) оптимальным, вероятнее всего, явля­ется определенное эффективное сочетание как профессиональных знаний, так и организаторских способностей.

Tags: ,

One Response to “Роль руководителя в деятельности научного сообщества”

  1. Главная задача руководителя — не мешать работать. Пока не встречал руководителей, которые бы справлялись с этой простой задачей.