Научные коммуникации

лаптиДеятельность научного сообщества может быть представлена как сово­купность коммуникативных процессов. Изучая динамику интеракций и циркуляцию информации, можно получить представление о том, как функционирует наука, как развиваются ее области, активизируются или замедляются исследования. Так, в период нормальной науки общая коммуникативная среда доста­точно аморфна. Ранее популярностью пользовалась гипотеза Д. Прайса, со­гласно которой нормальную науку двигает в основном небольшое коли­чество авторитетных ученых, которые взаимодействуют преимущественно только между собой и составляют ядро данной парадигмы. Однако спе­циальные социологические исследования опровергли эту точку зрения; коммуникативные процессы нормальной науки отличаются большей под­вижностью и неопределенностью. Так, многие из ее деятелей вообще мало общаются между собой. В периоды же заметных научных измене­ний наблюдается выделение некоторых подгрупп, в которых заметна интенсивная внутригрупповая коммуникация — то, что выше было назва­но уплотнением сети и формированием сплоченной группы. Отметим, что феномен научной коммуникации в последние десятиле­тия сам является темой интенсивных социологических исследований. Это связано с той огромной ролью, которую играет циркуляция информации в любом сообществе. Принято выделять формальный (печатная продук­ция и приравненные к ней сообщения) и неформальный (личное общение, неофициальные сообщения) типы научной коммуникации. Основой формальной коммуникации является, конечно, статья и более крупные формы.

Статья, опубликованная в специализированном научном журнале, стала примерно с середины XIX в. основной единицей научной информации, позволяющей оперативно сообщать о достижениях передне­го фронта науки. Однако сегодня, кроме оригинальной статьи, популяр­ность приобретают другие формы: так, ученые активно используют рефе­раты, анонсы и краткие сообщения, особенно в динамично развивающихся областях. Ввиду колоссального накопления информации большую роль приобретают обзоры. Известно, что поток научной информации постоянно возрастает, что создает определенные сложности для ученых. Ученому фи­зически невозможно уследить даже за тем, что происходит в узкой сфере его непосредственных интересов. Огромные массивы научной литературы остаются никем не прочитанными. Все это говорит о том, что информаци­онное обеспечение и взаимодействие в науке сталкивается с серьезнейши­ми проблемами. Правда, в самое последнее время в ходе компьютерной ре­волюции пропускные возможности каналов коммуникации существенно расширились и качественно обновились: как известно, новые перспективы открыты в связи со становлением сети Интернет. Многие аналитики утверж­дают, что журнальные публикации в будущем утратят свои функции; их заменят новые формы хранения и обработки информации — банки данных, информационно-справочные системы и т.п.

Tags: ,

Comments are closed.