Научная картина мира

12В предыдущей главе мы рассмотрели вкратце основные этапы исто­рии научного мышления. В ту или иную эпоху система научных представ­лений обладает известного рода целостностью, равновесием и согласием ее элементов, что и позволяет говорить о единстве этой эпохи научной истории. Разумеется, это не исключает наличия и конфликтующих элемен­тов, но любые конфликты происходят всегда на почве некоторого базис­ного согласия относительно более общих воззрений и идей. В настоящем параграфе мы займемся проблемой целостности той суммы представлений, которую дает наука того или иного исторического периода, и рассмотрим один из конкретных механизмов (или каналов) взаи­модействия культуры и науки в конкретно-исторических контекстах. Речь пойдет о научной картине мира. Термин «мировоззрение» (от нем. Weltanschauung) появился в немец­кой философской литературе на рубеже XVIII-XIX вв. и вскоре был позаим­ствован другими языками. Позже, во второй половине XIX в., это понятие стало употребляться вообще как синоним слова «философия». Термин «мировоззрение» стал тогда весьма популярным. Общество осознало, что в связи с бурным развитием наук назрела необходимость в некоем науч­ном синтезе, в обобщении научных достижений в виде какой-то единой, связной, логически непротиворечивой системы знания — научного мировоз­зрения. Существовало и другое понимание понятия «Weltanschauung», внете-оретическое; с этой точки зрения мировоззрение — совокупность ценност­ных и эмоциональных установок человека, его цельное переживание мира и своего места в нем. Такой трактовки придерживались те, кто не разделял естественно-научные стандарты и идеалы познания. Например, В. Дильтей писал; что «последним корнем» мировоззрения является сама жизнь.

Сегодня понятие «мировоззрение» включает в себя и ценностно-эмоцио­нальные, и когнитивно-теоретические моменты. Под мировоззрением пони­мают обобщенную, интегральную систему (или даже просто совокуп­ность) взглядов человека на мир и на свое место в мире, которая включает различные представления — социально-политические, религиозные, эти­ческие, эстетические и др. В общем случае мировоззрение представляет собой не только совокупность знаний, но и определенное эмоциональное отношение, а также определенные желания и стремления, т.е. включает и волевую составляющую. Мировоззрение в структуре убеждений челове­ка выполняет интегрально-ориентирующую функцию, выражая представ­ления относительно смысла его жизни, горизонта его возможностей и це­лей. Считается, что мировоззрение — достаточно цельное образование; однако оно может и не быть цельным, а наоборот, являться фрагментар­ным, противоречивым, разорванным. Можно говорить о мировоззрении применительно к субъектам различных уровней (например, говорят о миро­воззрении той или иной эпохи, социальной группы или политической партии, отдельного человека).

Tags: ,

Comments are closed.